К основному контенту

Какие коммуникации лучше?



Многие из нас часто задаются вопросом, как грамотно выстроить коммуникацию для сотрудников, чтобы донести все наши ключевые сообщения так, чтобы встретить отклик в их сердцах и умах. В данной статье мы рассмотрим существующие каналы коммуникаций, попробуем их классифицировать и выяснить, по каким критериям их выбирать.


Если мы уже определились с целями, задачами и целевой аудиторией, на которую будет направлено наше сообщение, теперь дело остается за малым – всего лишь нужно выбрать инструменты, а точнее каналы наших коммуникаций. На этом этапе мы задаем себе неизбежный вопрос: «Какие коммуникации лучше?» 


Разные каналы обладают различными характеристиками, достоинствами и недостатками, которые необходимо учитывать. Так, например, вы можете разработать гениальную стратегию запуска интранета, потратить уйму денег и времени на этот проект, сделав его главным каналом коммуникаций (КК) в своей компании. Однако, если большинство ваших сотрудников работают, например, на заводе, элементарно не имея доступа к интернету, согласитесь, такая коммуникация будет обречена на провал. 


Каналы коммуникаций можно классифицировать: 

  • По типу обратной связи (односторонняя vs двусторонняя) 
  • По типу сообщений (печатные, электронные, персональные) 
  • По целям и задачам 
Рассмотрим данную классификацию чуть подробнее. 

По типу обратной связи 

Если цель вашей коммуникационной кампании простое информирование сотрудников об изменениях в HR-политике, будет вполне достаточно односторонней коммуникации вроде электронной рассылки. Если же ваш проект требует серьезного осмысления и анализа со стороны сотрудников (например, изменение стратегии компании), одним информированием здесь не обойтись. Вам потребуются общие встречи с руководством, обсуждения с менеджерами и многое другое. 

Односторонняя коммуникация не предполагает обратной связи, представляя собой в основном простое информирование. Двусторонняя коммуникация, напротив, требует наличия каналов сбора и анализа обратной связи, а также возможностей ответить на возникающие у сотрудников вопросы на регулярной основе. 

Ниже представлено детальное описание различий между односторонней и двусторонней коммуникацией (Pilkington, 2013).



По типу сообщений  


Наиболее распространенное разделение коммуникаций на печатные, электронные и персональные (личные встречи). Согласно многочисленным исследованиям (Welsh, 2012) наиболее эффективным из них является последний – личные встречи руководства с сотрудниками. Тем не менее, и здесь не все так просто. Эффективность таких встреч напрямую зависит от умения руководства «держать аудиторию» — быть хорошим оратором и вдохновляющим лидером. Еще один повод для возможной критики – высокая стоимость таких встреч, особенно если мы говорим о территориально распределенной компании. Последний, но не менее важный аргумент, это доступность руководства. Для достижения наибольшей эффективности личные встречи руководства должны проходить на регулярной основе, что не всегда возможно из-за их напряженного графика. 


Печатные издания становятся все менее популярны, уступая место электронным носителям информации и социальным медиа. Кроме того, изготовление и дистрибуция печатной продукции требует дополнительных затрат. Тем не менее, для компаний, чьи сотрудники не имеют доступа к интернету и соцсетям (например, рабочие на заводе), печатные издания могут стать чуть ли не единственным каналом получения информации. 


Основное преимущество электронных каналов — это, прежде всего, скорость доставки сообщений. Вы можете в мгновение ока сообщить важную информацию вашей целевой аудитории вне зависимости от ее географической распределенности, просто нажав кнопку ОТПРАВИТЬ. Быстро и недорого. Однако здесь тоже могут быть свои подводные камни: есть опасность переборщить с имейл рассылкой и новостными бюллетенями, так что их значимость и важность может значительно снизиться, вплоть до статуса Delete-Unread. 


Интересно отметить, что электронные и печатные каналы коммуникаций в основном представлены наличием односторонней связи, в то время как персональные коммуникации, напротив, демонстрируют наличие обратной связи, нацеленной на вовлечение сотрудников в процесс принятия решений и наделение их дополнительными полномочиями для выполнения взятых на себя обязательств. 


По целям и задачам 


Еще одна классификация каналов коммуникаций (Quirke, 2008), ранжирование которых осуществляется путем определения целей, для которых создаются сообщения для сотрудников: 


Общее информирование 

Цель коммуникации – впервые рассказать о проекте/событии в компании; сообщение предназначено для всех сотрудников и носит общеознакомительный характер без деталей или пояснений. Каналы: новостные бюллетени, видео, имейл рассылка. 


Вовлечение 


Цель коммуникации — дать более детальное описание проекта/события с возможностью для сотрудников задать уточняющие вопросы. Каналы: встречи отделов, обсуждения с обратной связью, видео конференции с возможностью активного обсуждения. 


Разъяснение 


Цель коммуникации — углубленное изучение сотрудниками проекта/события с возможностью высказать собственную точку зрения, поделиться своими соображениями. Каналы: ивенты, видео конференции, презентации, форумы, сессии вопросов и ответов и т.п.) 


Поддержка 

Цель коммуникации — научить сотрудников, как работать/действовать в новых условиях. Каналы: семинары, тренинги, бизнес форумы. 


Вовлеченность 

Цель коммуникации — досконально изучив новые обстоятельства, сотрудники сами предлагают варианты решения. Каналы: встречи отдела, форумы с обратной связью, открытые дискуссии. 


Обязательства 

Цель коммуникации — сотрудники приступают к реализации проекта, беря на себя обязательства по выполнению поставленных командой задач. Каналы: работа в проектной группе 


В представленной ниже таблице (Pilkington, 2013) автор дает подробное описание наиболее распространенных каналов коммуникаций, описывая их преимущества и недостатки, а также обозначает цели для получения конкретных результатов.


КК
ПРЕИМУЩЕСТВА
НЕДОСТАТКИ
КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Электронные КК
Электронные сообщения
- Быстрый
- Недорогой
- Моментальное получение
- Могут затеряться в среди большого количества других писем
- Список рассылки должен регулярно обновляться
- Общее информирование
- Быстрая доставка важных сообщений
Электронные бюллетени
- Использование иллюстраций
- Качественный дизайн
- Недорогой

- Могут затеряться в почтовых ящиках
- Требует затрат на дизайн, навыков по оформлению
- Могут попасть в спам из-за настроек систем безопасности
- Не все любят читать с экрана
- Нужно обеспечить корректное отображение на разных электронных носителях
- Общее информирование
- Возможность поделиться 
более подробной информацией

Интранет
- Должен быть недорогим и легко обновляться
- Отличный источник исходной информации
- Возможность интеграции с другими соц. меди
- Ориентирован на сотрудников, которые пользуются этим ресурсом
- Эффективность канала зависит от качества интранета
- Может быстро устаревать

- Общее информирование
- Возможность обсуждения, 
обратной связи
Видео конференции, вебкасты
- Недорогой
- Возможность связаться с сотрудниками в разных офисах/регионах
- Общение с членами рабочей группы  
- Требуется качественная модерация
- Не все любят этот способ связи
- Информирование и обновления для рабочих групп
- Обсуждения, обратная связь
Традиционные КК
Печатные издания
- Можно читать в нерабочее время
- Использование иллюстраций
- Качественный дизайн

- Дорогостоящий
-  Доставка в другие офисы/регионы требует времени
- Требуется проф. производство
- Изготовление занимает время, что не очень подходит для срочных новостей
- Старомодный

- Общее информирование
- Возможность поделиться
 более подробной информацией

Информационные доски
- Высокое визуальное воздействие
- Хороший способ доставки коротких сообщений
- Требуется профессиональный дизайн
- Постеры быстро надоедают, их перестают замечать
- Сообщения не должны быть устаревшими
- Не подходит для сообщений, требующих дополнительных пояснений

- Общее информирование
- Для сообщений типа  руководства к действию
 либо напоминание

Сессии вопросов и ответов
- Четкие, согласованные 
сообщения
- Удовлетворяют желание 
сотрудников быть в 
курсе событий
- Быстрый способ рассеять слухи
- Встречи должны проводиться на регулярной основе
- Процесс утверждения может затянуться, сообщения теряют свою актуальность
- Боязнь сотрудников задать вопрос, активность меньшинства
- Решение проблем и
рассеивание мифов 
и слухов
- Возможность рассказать 
о проблемах и быть
 услышанным

Печатные раздаточные материалы
- Недорогие в производстве
- М.б. высокоэффективным инструментом
- Можно легко потерять
- Дистрибуция занимает время
- Требуется разработка дизайна и производство

- Эффективны, если связано с выполнением задач на рабочем месте
- Используются как 
дополнительные каналы

Встречи отдела
- Возможность получить обратную связь и обсудить ее
- Личные и интерактивные 
- Сильно зависит от коммуникац. навыков линейных руководителей, проводящих встречи

- Информирование
- Возможность высказаться
- Обратная связь
- Разъяснение

Фокус группы
- Подходят для сбора и обмена мнениями
- Способствует генерированию новых идей
- Сотрудники имеют возможность высказаться

- Требуется профессиональный внешний фасилитатор
- Большой объем информации для анализа

- Командное принятие решений
- Обратная связь
Встречи с руководством
- Возможность для руководителей встретиться с большим  количеством сотрудников
- Повысить популярность руководства 
- Требуется время для встреч
- Дорогая аренда площадок для встреч (если вне офиса)
- Информирование
- Повышение осведомленности
- Обратная связь
Повышение популярности

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Стивен Кови: Миссия компании

Перед вами одна из глав международного бестселлера Стивена Кови "Семь навыков высокоэффективных людей", посвященная важности разработки миссии организации и необходимости вовлечения всех сотрудников в ее создание. Ведь, как пишет автор, без вовлеченности нет приверженности. Наличие миссии жизненно необходимо для стремящихся к успеху организаций. Чтобы быть эффективной, такая миссия должна непременно исходить из недр самой организации. К ней в той или иной форме должен быть причастен каждый сотрудник, а не только стратеги из высшего управленческого звена - именно каждый. Сам процесс вовлечения так же важен, как и результат - готовая миссия, поскольку это вовлечение является ключом к ее реализации. В IBM было необыкновенно интересно наблюдать за процессом обучения. Снова и снова я видел, как руководители организации приходили на занятия в группы и рассказывали, что IBM держится на трех китах: достоинстве личности, высочайшем качестве и отличном сервисе. Эти три ...

Тони Шварц: То, как мы работаем, - не работает

Недавно прочитала еще одну прекрасную книгу, посвященную внутренней мотивации. Тони Шварц, автор таких мировых бестселлеров, как "Жизнь на полной мощности", "Искусство заключать сделки" (книга, написанная в соавторстве с Дональдом Трампом), дает отличные советы тем, кто заинтересован в собственной продуктивности и счастье - не только на профессиональном, но и на личном поприще. Очень рекомендую к прочтению эту книгу. Ниже представлены наиболее интересные цитаты, которые дают представление об основных идеях книги. > Компании с наиболее вовлеченным персоналом показали 19%-ное увеличение доходов и 28%-ный рост прибыли в расчете на акцию. Компании с наименее высоким показателем вовлеченности в рабочий процесс продемонстрировали 32%-ное снижение доходов, а прибыль на акцию упала на 11%. Если в первых компаниях 90% сотрудников не думали о том, чтобы сменить работу, то там, где интерес отсутствовал, о смене работы задумывалось 50% персонала. И надо сказать, чт...

10 HR трендов 2021

Интересный обзор HR трендов от компании HR Trend. С некоторыми я соглашусь, с другими поспорю. В любом случае интересно принять во внимание, что говорят эксперты. А вы что думаете?  Содержание   1. Этическое лидерство   2. Поиск антихрупких сотрудников  3. Прощай, HR Бизнес Партнер  4. Гибридный офис  5. Повышенный риск отчуждения  6. Подбор персонала: поиск «смежных» навыков  7. Побуждать, а не контролировать  8. Руководство Пользователя  9. Цифровая слежка / Возвращение Большого Брата  10. VR прорыв  1. Этическое лидерство   В этом году в свет вышли книги She Said, авторов Джоди Кантор и Меган Твухей и Super Pumped – The Battle for Uber Майка Исаака. В обеих книгах есть супер-буллеры (Харви Вайнштейн и Трэвис Каланик). Интересно, что в обеих книгах HR-специалисты в организациях не играют никакой роли. HR отсутствует. Юридические отделы играют определенную роль, но и весьма сомнительную, поскольку их основное внимание сос...