Многие из нас часто задаются вопросом, как грамотно выстроить коммуникацию для сотрудников, чтобы донести все наши ключевые сообщения так, чтобы встретить отклик в их сердцах и умах. В данной статье мы рассмотрим существующие каналы коммуникаций, попробуем их классифицировать и выяснить, по каким критериям их выбирать.
Если мы уже определились с целями, задачами и целевой аудиторией, на которую будет направлено наше сообщение, теперь дело остается за малым – всего лишь нужно выбрать инструменты, а точнее каналы наших коммуникаций. На этом этапе мы задаем себе неизбежный вопрос: «Какие коммуникации лучше?»
Разные каналы обладают различными характеристиками, достоинствами и недостатками, которые необходимо учитывать. Так, например, вы можете разработать гениальную стратегию запуска интранета, потратить уйму денег и времени на этот проект, сделав его главным каналом коммуникаций (КК) в своей компании. Однако, если большинство ваших сотрудников работают, например, на заводе, элементарно не имея доступа к интернету, согласитесь, такая коммуникация будет обречена на провал.
Каналы коммуникаций можно классифицировать:
Если мы уже определились с целями, задачами и целевой аудиторией, на которую будет направлено наше сообщение, теперь дело остается за малым – всего лишь нужно выбрать инструменты, а точнее каналы наших коммуникаций. На этом этапе мы задаем себе неизбежный вопрос: «Какие коммуникации лучше?»
Разные каналы обладают различными характеристиками, достоинствами и недостатками, которые необходимо учитывать. Так, например, вы можете разработать гениальную стратегию запуска интранета, потратить уйму денег и времени на этот проект, сделав его главным каналом коммуникаций (КК) в своей компании. Однако, если большинство ваших сотрудников работают, например, на заводе, элементарно не имея доступа к интернету, согласитесь, такая коммуникация будет обречена на провал.
Каналы коммуникаций можно классифицировать:
- По типу обратной связи (односторонняя vs двусторонняя)
- По типу сообщений (печатные, электронные, персональные)
- По целям и задачам
По типу обратной связи
Если цель вашей коммуникационной кампании простое информирование сотрудников об изменениях в HR-политике, будет вполне достаточно односторонней коммуникации вроде электронной рассылки. Если же ваш проект требует серьезного осмысления и анализа со стороны сотрудников (например, изменение стратегии компании), одним информированием здесь не обойтись. Вам потребуются общие встречи с руководством, обсуждения с менеджерами и многое другое.
Односторонняя коммуникация не предполагает обратной связи, представляя собой в основном простое информирование. Двусторонняя коммуникация, напротив, требует наличия каналов сбора и анализа обратной связи, а также возможностей ответить на возникающие у сотрудников вопросы на регулярной основе.
Ниже представлено детальное описание различий между односторонней и двусторонней коммуникацией (Pilkington, 2013).
Если цель вашей коммуникационной кампании простое информирование сотрудников об изменениях в HR-политике, будет вполне достаточно односторонней коммуникации вроде электронной рассылки. Если же ваш проект требует серьезного осмысления и анализа со стороны сотрудников (например, изменение стратегии компании), одним информированием здесь не обойтись. Вам потребуются общие встречи с руководством, обсуждения с менеджерами и многое другое.
Односторонняя коммуникация не предполагает обратной связи, представляя собой в основном простое информирование. Двусторонняя коммуникация, напротив, требует наличия каналов сбора и анализа обратной связи, а также возможностей ответить на возникающие у сотрудников вопросы на регулярной основе.
Ниже представлено детальное описание различий между односторонней и двусторонней коммуникацией (Pilkington, 2013).
По типу сообщений
Наиболее распространенное разделение коммуникаций на печатные, электронные и персональные (личные встречи). Согласно многочисленным исследованиям (Welsh, 2012) наиболее эффективным из них является последний – личные встречи руководства с сотрудниками. Тем не менее, и здесь не все так просто. Эффективность таких встреч напрямую зависит от умения руководства «держать аудиторию» — быть хорошим оратором и вдохновляющим лидером. Еще один повод для возможной критики – высокая стоимость таких встреч, особенно если мы говорим о территориально распределенной компании. Последний, но не менее важный аргумент, это доступность руководства. Для достижения наибольшей эффективности личные встречи руководства должны проходить на регулярной основе, что не всегда возможно из-за их напряженного графика.
Печатные издания становятся все менее популярны, уступая место электронным носителям информации и социальным медиа. Кроме того, изготовление и дистрибуция печатной продукции требует дополнительных затрат. Тем не менее, для компаний, чьи сотрудники не имеют доступа к интернету и соцсетям (например, рабочие на заводе), печатные издания могут стать чуть ли не единственным каналом получения информации.
Основное преимущество электронных каналов — это, прежде всего, скорость доставки сообщений. Вы можете в мгновение ока сообщить важную информацию вашей целевой аудитории вне зависимости от ее географической распределенности, просто нажав кнопку ОТПРАВИТЬ. Быстро и недорого. Однако здесь тоже могут быть свои подводные камни: есть опасность переборщить с имейл рассылкой и новостными бюллетенями, так что их значимость и важность может значительно снизиться, вплоть до статуса Delete-Unread.
Интересно отметить, что электронные и печатные каналы коммуникаций в основном представлены наличием односторонней связи, в то время как персональные коммуникации, напротив, демонстрируют наличие обратной связи, нацеленной на вовлечение сотрудников в процесс принятия решений и наделение их дополнительными полномочиями для выполнения взятых на себя обязательств.
По целям и задачам
Еще одна классификация каналов коммуникаций (Quirke, 2008), ранжирование которых осуществляется путем определения целей, для которых создаются сообщения для сотрудников:
Общее информирование
Цель коммуникации – впервые рассказать о проекте/событии в компании; сообщение предназначено для всех сотрудников и носит общеознакомительный характер без деталей или пояснений. Каналы: новостные бюллетени, видео, имейл рассылка.
Вовлечение
Цель коммуникации — дать более детальное описание проекта/события с возможностью для сотрудников задать уточняющие вопросы. Каналы: встречи отделов, обсуждения с обратной связью, видео конференции с возможностью активного обсуждения.
Разъяснение
Цель коммуникации — углубленное изучение сотрудниками проекта/события с возможностью высказать собственную точку зрения, поделиться своими соображениями. Каналы: ивенты, видео конференции, презентации, форумы, сессии вопросов и ответов и т.п.)
Поддержка
Цель коммуникации — научить сотрудников, как работать/действовать в новых условиях. Каналы: семинары, тренинги, бизнес форумы.
Вовлеченность
Цель коммуникации — досконально изучив новые обстоятельства, сотрудники сами предлагают варианты решения. Каналы: встречи отдела, форумы с обратной связью, открытые дискуссии.
Обязательства
Цель коммуникации — сотрудники приступают к реализации проекта, беря на себя обязательства по выполнению поставленных командой задач. Каналы: работа в проектной группе
В представленной ниже таблице (Pilkington, 2013) автор дает подробное описание наиболее распространенных каналов коммуникаций, описывая их преимущества и недостатки, а также обозначает цели для получения конкретных результатов.
Наиболее распространенное разделение коммуникаций на печатные, электронные и персональные (личные встречи). Согласно многочисленным исследованиям (Welsh, 2012) наиболее эффективным из них является последний – личные встречи руководства с сотрудниками. Тем не менее, и здесь не все так просто. Эффективность таких встреч напрямую зависит от умения руководства «держать аудиторию» — быть хорошим оратором и вдохновляющим лидером. Еще один повод для возможной критики – высокая стоимость таких встреч, особенно если мы говорим о территориально распределенной компании. Последний, но не менее важный аргумент, это доступность руководства. Для достижения наибольшей эффективности личные встречи руководства должны проходить на регулярной основе, что не всегда возможно из-за их напряженного графика.
Печатные издания становятся все менее популярны, уступая место электронным носителям информации и социальным медиа. Кроме того, изготовление и дистрибуция печатной продукции требует дополнительных затрат. Тем не менее, для компаний, чьи сотрудники не имеют доступа к интернету и соцсетям (например, рабочие на заводе), печатные издания могут стать чуть ли не единственным каналом получения информации.
Основное преимущество электронных каналов — это, прежде всего, скорость доставки сообщений. Вы можете в мгновение ока сообщить важную информацию вашей целевой аудитории вне зависимости от ее географической распределенности, просто нажав кнопку ОТПРАВИТЬ. Быстро и недорого. Однако здесь тоже могут быть свои подводные камни: есть опасность переборщить с имейл рассылкой и новостными бюллетенями, так что их значимость и важность может значительно снизиться, вплоть до статуса Delete-Unread.
Интересно отметить, что электронные и печатные каналы коммуникаций в основном представлены наличием односторонней связи, в то время как персональные коммуникации, напротив, демонстрируют наличие обратной связи, нацеленной на вовлечение сотрудников в процесс принятия решений и наделение их дополнительными полномочиями для выполнения взятых на себя обязательств.
По целям и задачам
Еще одна классификация каналов коммуникаций (Quirke, 2008), ранжирование которых осуществляется путем определения целей, для которых создаются сообщения для сотрудников:
Общее информирование
Цель коммуникации – впервые рассказать о проекте/событии в компании; сообщение предназначено для всех сотрудников и носит общеознакомительный характер без деталей или пояснений. Каналы: новостные бюллетени, видео, имейл рассылка.
Вовлечение
Цель коммуникации — дать более детальное описание проекта/события с возможностью для сотрудников задать уточняющие вопросы. Каналы: встречи отделов, обсуждения с обратной связью, видео конференции с возможностью активного обсуждения.
Разъяснение
Цель коммуникации — углубленное изучение сотрудниками проекта/события с возможностью высказать собственную точку зрения, поделиться своими соображениями. Каналы: ивенты, видео конференции, презентации, форумы, сессии вопросов и ответов и т.п.)
Поддержка
Цель коммуникации — научить сотрудников, как работать/действовать в новых условиях. Каналы: семинары, тренинги, бизнес форумы.
Вовлеченность
Цель коммуникации — досконально изучив новые обстоятельства, сотрудники сами предлагают варианты решения. Каналы: встречи отдела, форумы с обратной связью, открытые дискуссии.
Обязательства
Цель коммуникации — сотрудники приступают к реализации проекта, беря на себя обязательства по выполнению поставленных командой задач. Каналы: работа в проектной группе
В представленной ниже таблице (Pilkington, 2013) автор дает подробное описание наиболее распространенных каналов коммуникаций, описывая их преимущества и недостатки, а также обозначает цели для получения конкретных результатов.
КК
|
ПРЕИМУЩЕСТВА
|
НЕДОСТАТКИ
|
КОГДА ИСПОЛЬЗОВАТЬ
|
|
Электронные КК
|
||||
Электронные сообщения
|
- Быстрый
- Недорогой
- Моментальное получение
|
- Могут затеряться в среди большого количества других
писем
- Список рассылки должен регулярно обновляться
|
- Общее информирование
- Быстрая доставка важных сообщений
|
|
Электронные бюллетени
|
- Использование иллюстраций
- Качественный дизайн
- Недорогой
|
- Могут затеряться в почтовых ящиках
- Требует затрат на дизайн, навыков по оформлению
- Могут попасть в спам из-за настроек систем безопасности
- Не все любят читать с экрана
- Нужно обеспечить корректное отображение на разных
электронных носителях
|
- Общее информирование
- Возможность поделиться
более подробной информацией
|
|
Интранет
|
- Должен быть недорогим и легко обновляться
- Отличный источник исходной информации - Возможность интеграции с другими соц. меди |
- Ориентирован
на сотрудников, которые пользуются этим ресурсом
- Эффективность
канала зависит от качества интранета
- Может
быстро устаревать
|
- Общее информирование
- Возможность обсуждения,
обратной связи
|
|
Видео конференции, вебкасты
|
- Недорогой
- Возможность связаться с сотрудниками в разных офисах/регионах
- Общение с членами рабочей группы
|
- Требуется качественная модерация
- Не все любят этот способ связи
|
- Информирование и обновления для рабочих групп
- Обсуждения, обратная связь
|
|
Традиционные КК
|
||||
Печатные издания
|
- Можно читать в нерабочее время
- Использование иллюстраций
- Качественный дизайн
|
- Дорогостоящий
- Доставка в другие
офисы/регионы требует времени
- Требуется проф. производство
- Изготовление занимает время, что не очень подходит для
срочных новостей
- Старомодный
|
- Общее информирование
- Возможность поделиться
более подробной информацией
|
|
Информационные доски
|
|
- Требуется профессиональный дизайн
- Постеры быстро надоедают, их перестают замечать
- Сообщения не должны быть устаревшими
- Не подходит для сообщений, требующих дополнительных
пояснений
|
- Общее информирование
- Для сообщений типа руководства к действию
либо напоминание
|
|
Сессии вопросов и ответов
|
- Четкие, согласованные
сообщения
- Удовлетворяют желание
сотрудников быть в
курсе событий
- Быстрый способ рассеять слухи
|
- Встречи должны проводиться на регулярной основе
- Процесс утверждения может затянуться, сообщения теряют свою
актуальность
- Боязнь сотрудников задать вопрос, активность меньшинства
|
- Решение проблем и
рассеивание мифов
и слухов
- Возможность рассказать
о проблемах и быть
услышанным
|
|
Печатные раздаточные материалы
|
- Недорогие в производстве
- М.б. высокоэффективным инструментом
|
- Можно легко потерять
- Дистрибуция занимает время
- Требуется разработка дизайна и производство
|
- Эффективны, если связано с выполнением задач на рабочем
месте
- Используются как
дополнительные каналы
|
|
Встречи
отдела
|
- Возможность получить обратную связь и обсудить ее
- Личные и интерактивные
|
- Сильно зависит от коммуникац. навыков линейных руководителей, проводящих встречи
|
- Информирование
- Возможность высказаться
- Обратная связь
- Разъяснение
|
|
Фокус группы
|
- Подходят для сбора и обмена мнениями
- Способствует генерированию новых идей
- Сотрудники имеют возможность высказаться
|
- Требуется профессиональный внешний фасилитатор
- Большой объем информации для анализа
|
- Командное принятие решений
- Обратная связь
|
|
Встречи с руководством
|
- Возможность для руководителей встретиться с большим количеством сотрудников
- Повысить популярность руководства |
- Требуется время для встреч
- Дорогая аренда площадок для встреч (если вне офиса)
|
- Информирование
- Повышение осведомленности - Обратная связь Повышение популярности |
Комментарии
Отправить комментарий