Зачастую социальные программы становятся
для компаний «вишенками на торте» - nice-to-have инвестициями,
которые не воспринимаются руководством как нечто существенное для бизнеса. В
хорошие времена, когда бюджет позволяет «заниматься благотворительностью»,
компании активно развивают программы корпоративной социальной ответственности
(КСО) – безвозмездно делясь с обществом излишками своего дохода. Но когда
компания испытывает сложности и вынуждена сокращать расходы, именно социальные
программы первыми попадают под сокращение. Ведь бизнес от этого не пострадает.
Именно эту парадигму мы должны менять. Как? Прежде всего, говорить с бизнесом
на одном языке – на языке прибыли. Поддержка социальных проектов должна быть
выгодной компаниям. Социальные программы должны быть обязательным условиям
ведения бизнеса, принося репутационную выгоду, налоговые послабления и прочие
плюшки.
Поэтому при разработке КСО программ необходимо учитывать реалии бизнеса, его интересы, цели и задачи, а также найти точки соприкосновения - общие интересы бизнеса и фонда. Из этого я хочу сделать следующие выводы:
№1. Программы КСО должны помогать решать
задачи бизнеса
№2. Программы КСО должны быть
стратегическими
Почему компании выбирают программы КСО?
Сегодня все больше компаний отдают предпочтение тем социальным программам и инициативам, которые помогают решать задачи бизнеса. Время «безвозмездной» благотворительности уходит. Эта глобальная тенденция, которую я наблюдаю в крупных международных компаниях. Если организация поддерживает благотворительные фонды без видимой причины – не получает от этого ни рекламы, ни финансовой прибыли – это совсем не значит, что этой причины нет. Например, для крупных промышленных предприятий поддержка социальных программ – это значимая часть стратегии компании, с серьезными бюджетами и тщательной проработкой на самом начальном этапе разработки проекта. Мы смотрим потенциальные риски, которые проект может принести в регион, - экономические, экологические, социальные и проч. После серьезного анализа рисков разрабатывается программа социальных инвестиций, определяется бюджет, выстраиваются отношения с администрацией региона, местными сообществами с целью обсуждения этапов программ.
Ваши сотрудники тоже хотят работать в
социально ориентированных компаниях. Согласно исследованиям, 80% сотрудников
ожидают от компаний-работодателей участия в социальных программах. При прочих
равных в отношении цены и качества, клиенты сделают выбор в пользу того бренда,
который более известен на рынке благодаря своей социальной политике. Компании
стараются заполучить лучше кадры, но высококвалифицированных специалистов
сложно переманить одними лишь материальными благами. Им нужно что-то большее –
значимость, репутация и социальная ответственность.
И в заключении. Если вы определились с
социальной программой, у вас есть бюджет и поддержка руководства, потратьте
немного времени, чтобы ответить на следующие вопросы:
o
А что будет с программой через год?
o
Какую ценность принесет компании
новая социальная программа?
o
Что, если в следующем году мы не
сможем продолжить финансирование?
Мировые тренды развития КСО и российская
реальность
В ходе реализации стратегий в области
социальных инвестиций в мире предпочтение отдается проектам по инвестированию в «человеческий ресурс»
– это тренинги, программы повышения квалификации. Однако в России зачастую
первичными является запросы на финансирование – ремонт объектов, закупка
оборудования и прочее. Мы можем обучать школьников основам безопасности
дорожного движения, но если около школы отсутствует инфраструктура, позволяющая
соблюдать эти правила, то такое обучение оказывается малоэффективным. Поэтому
нужно подходить к таким проектам комплексно.
Основные КСО риски и пути их решения
Если говорить о рисках в области социальных
инвестиций, то это в основном это репутационные риски. Конечно, всегда
существует риск недобросовестных подрядчиков. Но можно их
минимизировать, работая с компаниями, которые давно зарекомендовали себя на
рынке, имеют прозрачную отчетность, а также соблюдают мировые и российские требования законодательства к
ведению бизнеса.
Проблемы, на мой взгляд, могут возникнуть
тогда, когда компания по тем или иным причинам решает выйти из проекта и
прекращает поддержку социальных программ в регионе. Чтобы избежать подобных
рисков, нужно старается выбирать объектами социальных инвестиций такие
программы, которые смогут продолжить свою деятельность даже в
случае, если компания прекратит их поддержку.
Рекомендации компаниям, которые
только начинают работать в области КСО
Если
компания приняла решение начать работу в области КСО, прежде всего,
необходимо разработать долгосрочную стратегию в области социальных инвестиций,
которая должна отвечать на вопросы: «кто?», «что?», «зачем?», «как?»,
«почему?». Я уверена, что долгосрочный подход к ведению социальных проектов –
залог успеха в области КСО. Социальные инвестиции должны быть стратегическими.
Далее,
необходимо выбрать «правильное» направление социальных инвестиций, которое
сможет помочь компании зарекомендовать себя как «доброго соседа» в глазах ваших
партнеров и местных сообществ. Выберите три стратегических направления, в
рамках которых вы будете реализовывать свои социальные проекты. И, конечно,
необходим постоянный диалог с местными сообществами, которые подскажут вам
наиболее эффективное направление социальных инвестиций.
Впервые опубликовано 3 октября 2018 года на HR Helpline>>
Впервые опубликовано 3 октября 2018 года на HR Helpline>>
Комментарии
Отправить комментарий