Задача внутреннего коммуникатора
заключается в том, чтобы всегда быть в курсе событий. А это подразумевает
доступ ко всей информации, включая стратегии, будущие проекты, грядущие
изменения и т.д. В связи с этим функция ВК постепенно трансформируется из «обслуживающей»
нужды PR и HR в стратегическую
поддержку всего бизнеса. Тем не менее, принадлежность к PR/HR имеет значение.
Недавно меня пригласили принять участие в
дебатах на тему: «Кто главный по внутренним коммуникациям: PR или HR?» В рамках
15-минутного блица мне не удалось раскрыть эту тему полностью, поэтому я решила
написать об этом статью. Тема не праздная и намного глубже, чем может
показаться на первый взгляд.
Один мой коллега очень метко прокомментировал тему дискуссии: «Какая разница какого цвета кошка, если она хорошо ловит мышей?» С ним сложно не согласиться. Если внутренние коммуникации эффективны и отвечают поставленным перед ними целям и задачам, совершенно не важно, где они находятся - в HR или PR, в подчинении у генерального директора или выделены в отдельную функцию. Однако проблемы начинаются, когда внутренние коммуникации дают сбой.
Один мой коллега очень метко прокомментировал тему дискуссии: «Какая разница какого цвета кошка, если она хорошо ловит мышей?» С ним сложно не согласиться. Если внутренние коммуникации эффективны и отвечают поставленным перед ними целям и задачам, совершенно не важно, где они находятся - в HR или PR, в подчинении у генерального директора или выделены в отдельную функцию. Однако проблемы начинаются, когда внутренние коммуникации дают сбой.
Кошмар внутрикома
Самым большим кошмаром для одной известной международной компании стала ситуация, когда сотрудники узнали об отзыве продукта с рынка из СМИ. Дело было не только в том, что эта ситуация стала серьезным ударом для бизнеса компании, который в итоге потерпел большие убытки, финансовые и репутационные.
Как вы думаете, как почувствовали себя сотрудники? Им забыли сказать, что компания переживает кризис, который может привести к серьезным изменениям и даже сокращениям. Они почувствовали себя обманутыми – ведь своим бездействием компания как бы давала понять: «Вы для нас не важны. Вот партнеры и клиенты - другое дело». В итоге резкое снижение лояльности к компании, скепсис, потеря доверия, падение вовлеченности и мотивации и последовавший за этим резкий скачок «утечки кадров».
«Наше мнение ничего не значит», «нами пренебрегают», «с нами не считаются» – эти слова в последнюю очередь хочет слышать руководство компании от своих сотрудников. И еще это epic fail для внутреннего коммуникатора. Как и почему возникают подобные ситуации?
Самым большим кошмаром для одной известной международной компании стала ситуация, когда сотрудники узнали об отзыве продукта с рынка из СМИ. Дело было не только в том, что эта ситуация стала серьезным ударом для бизнеса компании, который в итоге потерпел большие убытки, финансовые и репутационные.
Как вы думаете, как почувствовали себя сотрудники? Им забыли сказать, что компания переживает кризис, который может привести к серьезным изменениям и даже сокращениям. Они почувствовали себя обманутыми – ведь своим бездействием компания как бы давала понять: «Вы для нас не важны. Вот партнеры и клиенты - другое дело». В итоге резкое снижение лояльности к компании, скепсис, потеря доверия, падение вовлеченности и мотивации и последовавший за этим резкий скачок «утечки кадров».
«Наше мнение ничего не значит», «нами пренебрегают», «с нами не считаются» – эти слова в последнюю очередь хочет слышать руководство компании от своих сотрудников. И еще это epic fail для внутреннего коммуникатора. Как и почему возникают подобные ситуации?
Чаще всего проблема заключается в
недостаточном взаимодействии отделов HR, PR, GR и самого бизнеса, когда коммуникации
теряются где-то на полпути и не доводятся до внутренней целевой аудитории. На
мой взгляд, чаще всего так происходит, потому что бизнес зацикливается только
на своих приоритетах и задачах, «забывая» поделиться информацией.
Задача внутреннего коммуникатора
заключается в том, чтобы всегда быть в курсе событий. А это подразумевает
доступ ко всей информации, включая стратегии, будущие проекты, грядущие
изменения и т.д. В связи с этим функция ВК постепенно трансформируется из
«обслуживающей» нужды PR и HR в стратегическую поддержку всего бизнеса. И тем не менее,
принадлежность к PR/HR
имеет значение.
Конечно, очень много зависит от исторического контекста – в разных
компаниях эти функции по-разному вовлечены в принятие решений, и их полномочия
также могут различаться.
Я знаю компании, где HR занимают очень пассивную позицию, занимаясь только
рекрутингом, внутренними политиками и процедурами. Есть, наоборот, HRы с очень активной позицией, которые и активно развивают HR бренд компании, и занимаются внутренними коммуникациями. То
же самое относится к PR-функции. Мой личный опыт свидетельствует
о том, что важно быть на 100% в курсе того, что происходит в обеих функциях, а
также в бизнесе. Кроме того, сегодня особенно важно иметь прямой доступ к
первому лицу компании.
Исследование
Так где же все-таки должны находиться
внутренние коммуникации? Я провела небольшое исследование, в котором приняли
участие 56 человек. По многочисленным откликам я поняла, что тема исследования была
интересна, вызвала дискуссию и даже споры. С
удовольствием делюсь его результатами.
·
Чуть менее половины
респондентов указали, что внутренние коммуникации находятся в HR-функции (44,6%). На втором месте –
внутренние коммуникации выделены в отдельную
функцию (21,4%). На третьем месте – принадлежность внутрикома к PR-отделу (16%).
·
Интересно отметить,
что в идеальном мире респонденты хотели бы видеть внутренние коммуникации в
качестве отдельно выделенной функции
(39,3%). Далее с большим отрывом идет HR
(16%) и PR (14%).
А вот как респонденты
комментировали данный вопрос:
·
ЗА HR
o
HR подходы более близки внутренним
коммуникациям нежели PR.
o
HR-это сердце и душа любой компании, кто, как
не HR все знает, всем помогает, все выстраивает и тд. Все, что связано с
внутренним миром компании - это все про HR.
o
HR является проводником политики руководства к
персоналу, так же он должен быть в курсе информации снизу для разработки
решений по работе с персоналом на уровне руководства
o
ВК это в первую очередь корпоративная среда,
которую стоят сотрудники компании и первое лицо. А с сотрудников нанимает HR, развитием занимается тот же отдел и т.д.
o
Для HRа внутренние коммуникации направлены на
достижение HR целей. А PR, даже имея экспертизу в инструментах внутренних
коммуникаций, не имеет целей направленных на них.
o
Потому что из HR идут все
основные Новости. Кадры решают все!) но должно быть условие - HRD должен быть очень близок к первому лицу и
первым узнавать об изменениях в компании
o
Нахождение в HR-отделе, но плотное и постоянное
взаимодействие с PR-отделом для точной синхронизации.
·
ЗА PR
o
HR специалисты могут обозначить цели, задачи
и метрики через бриф. В его реализации более компетентными являются сотрудники PR
o
Коммуникации должны быть едиными, иными словами
и внешние и внутренние должны быть под одним началом просто разделить целевые .
Скорость получения информации у подразделений PR выше
o
Информация о событиях в компании должна
исходить из одного источника. Поэтому лучше, когда внешние и внутренние
коммуникации работают вместе. Эйчары и маркетологи заточены под другое и часто
злоупотребляет свои сленгом и подходом к коммуникациям.
o
Коммуникации в диджитал мире странно делить на
внутренние и внешние. Это просто коммуникации
o
PR отдел более компетентен в вопросах
позиционирования бренда и построения коммуникации с выгодой компании. Этот
отдел обладает большим стратегическим видением, чем HR, особенно, если
подчиняется напрямую собственнику.
·
ЗА ВК как отдельную функцию:
o
Ни PR, ни HR в полной мере не могут заниматься этим. Тут
намешаны компетенции обоих департаментов.
o
Это отдельное многофункциональное направление
и должно быть самостоятельным
o
Это должен быть департамент по коммуникациям
с двумя управлениями - по внутренним и внешним коммуникациям
o
В данном случае будет наиболее полное
взаимодействие и с HR и с PR. Не будет роли падчерицы для той или иной функции.
o
Потому, что в ситуации, когда ВК входит в
состав одной из представленных структур, всегда есть перекосы в сторону
"интереса структуры". На задачи ВК нужно смотреть глобально,
отталкиваясь от задач бизнеса, учитывая интересы сотрудников, формируя контент
высокого качества...
o
В нашей компании были в PR, но всегда шла борьба с HR. Даже писали документ о разделении функций.
Как итог, никто толком не развивал направление.
o
Потому что это отдельная функция между PR и HR, которая должна
существовать в синергии с обеими, но необязательно подчиняться одной из них.
o
Потому что должны совмещать в себе и функции и
навыки и PR и HR, соответственно в идеале это должен быть
выделенный сотрудник
o
Это отдельное направление, занимающееся
внутренним маркетингом и организационным развитием. Ближе всего к маркетингу,
но объем задач равноценный, поэтому лучше выделение в отдельную функцию. Лучше
всего, когда подчиняется напрямую генеральному директору, поскольку берет на
себя важные стратегические коммуникации. По компетенциям: традиционных HR и PR
компетенций совсем не достаточно, поэтому нахождение внутренних коммуникаций в
этих функциях наименее эффективно.
o
Сейчас практически стерта грань между внешними
и внутренними коммуникациями. Они не могут противоречить друг другу (ну и
сейчас им всё сложнее это делать). В моем идеальном мире это HR-PR отдел,
который работает на стратегические задачи. И да, подчиняется ТОПу, просто чтобы
сократить количество согласований.
o
Это должен быть независимый отдел, ориентирован
на внутреннего клиента, который плотно взаимодействует с HR и PR.
·
ЗА подчинение напрямую генеральному директору
o
Это стратегическая функция, которая должна
иметь "доступ к телу" без посредников, чтобы создавать и
транслировать развивающую коропоративную культуру.
o
Прямой доступ к главным вещам: видению
компании, стратегии, возможность быстро улавливать настроения и изменения, да
много чего еще. В идеальном мире и топ в этом заинтересован.
o
Потому что вк преследует цель на стыке PR и HR. И не могут
контролироваться ни тем, ни другим. Это отдельная стратегия компании.
o
Потому что это и про HR, PR, GR, IR и бизнес в
целом
o
Внутренний коммуникатор не должен зависеть от
какого-то отдела, фактически он должен быть советником первого лица.
o
Коммуникации - связующее звено и оно должно
быть как можно ближе к Решателю
·
ЗА стратегические коммуникации:
o
Потому, что в ситуации, когда ВК входит в
состав одной из представленных структур, всегда есть перекосы в сторону
"интереса структуры". На задачи ВК нужно смотреть глобально,
отталкиваясь от задач бизнеса, учитывая интересы сотрудников, формируя контент
высокого качества.
o
Эта функция находится на стыке работ HR, PR и маркетинга.
Вместе с этим, она важна и должна исходить от стратегии планирования
o
Внутренние коммуникации не должны замыкаться
или становиться инструментом HR или маркетинга (PR). Чтобы обеспечивать
поддержку реализации стратегии, должны быть над другими функциями (HR, PR), ещё
и потому что формируют корпоративную культуру компании
Большое
спасибо всем участникам исследования за их вклад и комментарии.
Комментарии
Отправить комментарий